Kuroshitsuji: Book of Circus

Kuroshitsuji: Book of Circus

 Количество серий: 10

Производство: Япония

Жанр: чёрная комедия, мистика, драма, хоррор

Режиссёр: Нориюки Абе

Год выпуска: 2014

Студия: A1 Pictures

Book of Circus – уже третий по счёту сезон чёрнокомедийной демонической аниме-драмы «Kuroshitsuji», он же «Black Butler», он же «Тёмный дворецкий», но, пожалуй, первый по-настоящему верный канонам первоисточника. На протяжении 10 эпизодов «Книга Цирка» практически дословно пересказывает действия «Цирковой» арки манги, что наконец-таки должно придтись по вкусу тем, кто негодовал от дичайшей отсебятины студии A1 Pictures, начиная с 6-го эпизода 1-го сезона и, собственно, вплоть до нынешнего третьего. Я не хочу сказать, что отсебятина эта была однозначно плохой – в конце концов, концентрация мараз… эээ… то есть необычных и удивительных событий в оригинальной манге всегда была крайне высокой и без дополнительных фантазий экранизаторов из A1 Pictures. Мы говорим об истории, где 13-летний мальчишка является главой крупной компании по производству игрушек и сладостей, что ну никак не мешает ему одновременно с этим мониторить события преступного андеграунда и раскрывать самые опасные преступления, аки чиби-Шерлок Холмс. В добавок мы имеем демона, исполняющего обязанности дворецкого упомянутого мальчишки (в перерывах между тисканьем бездомных кошек), рой персонажей второго плана разной степени половой извращённости (моим любимым до сих пор остаётся безымянный весельчак-Гробовщик, потчующий гостей своей конторы печеньками в форме человеческих костей и чаем в мензурках) и всевозможных антагонистов-союзников, вроде послов смерти, которые пользуются чем бог на душу пошлёт, от бензопил до газонокосилок, вместо стандартных  сельскохозяйственных кос, на деле представляя собой этакий внеземной офисный планктон, а не бледных всадников в чёрных балахонах. Вот мир, в который авторша Яна Тобосо предлагала нам окунуться изначально. Как видно, чтобы добавить сюда что-то ещё более марзмати… эээ… я имею в виду эксцентричное, нужно очень сильно постараться. И A1 Pictures постарались, включив в экранизацию гигантского огнедышащего пса по имени Плуто, в спокойные моменты разгуливающего по поместью в экстремально недоодетом человеческом обличье, и падшего ангела, способного менять пол по велению мизинца левой ноги. Оба раздражали примерно одинаково. С другой стороны, Эй-Уанщики записали в сериал няшного кукловода Дроселла – правда, всего на три эпизода.

Второй сезон подарил нам новую пару модели «мальчик и его ручной демон-дворецкий» и напихал в обозначенные на этот раз 12 эпизодов столько яойно-шёнен-айного фансервиса, сколько авторам показалось физически возможным. Написали новый сюжет, добавили новых драм, соплей и слёз – получилось, скажу, на удивление неплохо, даже трогательно. В догонку кинули аж шесть OVA-эпизодов разной степени маразм…эээ…ах, чего греха таить – маразматичности (я пыталась развидеть «Сиэля в Стране Чудес»; честно пыталась)! Хотя меня крайне порадовал The Making of Kuroshitsuji II, который, как сказал бы Даня Шеповалов, устроил четвёртой стене тотальнейший дестрой.

9Ze9wq7ZnJs

И вот, наконец, свет увидел третий сезон этой бесконечной дойной коровы – Book of Circus. В режиссёрское кресло сел Нориюки Абе, снимавший ранее мувики по Bleach, а до этого приложивший руку к созданию того самого GTO; музыку написал Ясунори Митсуда, известный по саундтрекам к Chrono Trigger и Chrono Cross; сценарий адаптировал Хироюки Ёшино, ранее замеченный в работе над первым сезоном, а помимо этого писавший сценарии к MaiHiME и Dance in the Vampire Bund. Открывающий эпизод фактически является клоном оного же из первого сезона, так что его можно даже не описывать. Мякотка и собственно сюжет начинаются со второго.

В Лондоне таинственно пропадают дети. Королева Виктория поручает своему верному цепному псу, Сиэлю Фантомхайву, разобраться в происходящем и по возможности спасти похищенных. Взяв в охапку своего вечного дворецкого Себастьяна, Сиэль бодро шагает проводить расследование и наказывать виновных, в качестве которых под подозрение сразу же попадает эксцентричная труппа артистов цирка «Ноев Ковчег». Судя по всему, дети исчезали как раз в тех местах, куда цирк приезжал выступать, после чего весь цирковой ансамбль быстренько сворачивался и кочевал в другое место (откуда, естественно, снова кто-нибудь пропадал). Дабы понять, каким образом циркачи замешаны в похищениях, Сиэль и Себастьян решают внедриться в труппу под видом новых артистов…

MyHodN0NeQE

«Книга цирка» представляет собой довольно интересное явление. Вроде это всё тот же «Тёмный дворецкий», но ощущение от него такое, будто смотришь совсем другой сериал. Более мрачный, даже в каком-то смысле нуарный. Атмосфера нынешнего сезона впервые максимально приближена к атмосфере оригинального мангавского контента, никаких отступлений (почти), никаких серьёзных вольностей при экранизации. Если, конечно, не считать вольностью впихнутого для фансервису Грелла, которого в мангавской арке не было вообще.

Артисты цирка – харизматичный Джокер, исполняющий роль импресарио, метатель ножей Дэггер, страдающий по грудастой укротительнице Бист – местной фем фаталь с кнутом и комплексами а-ля Франциска Фон Карма, пара воздушных гимнастов-карликов Питер и Венди, огнедышащий силач Джамбо, молчаливая канатоходка Долл и жутковатый заклинатель змей  Снейк – производят то же впечатление, какое они производили в манге (ну, помимо «боже, могли ли все эти имена быть ещё более очевидными?»): доброжелательные, беззаботные с виду люди, наплевавшие на отвергнувшее их общество, создавшие собственный яркий, фантастический мир и ставшие в результате его заложниками, узниками и жертвами. Их судьбы, возложенные на алтарь желаний и прихотей одного эгоистичного человека, так же трагичны и так же неоднозначны.

EtrANoSbnWc

Аниме-адаптация даёт более подробный бэкграунд персонажей через флэшбеки и внутренние монологи, которых не было в манге, что действует потрясающе в качестве механизма нагнетания пущей драмы. Визуальное оформление не вызывает никаких нареканий: рисовка детализированная и красивая. Озвучка новых персонажей также выглядит достойно (особенно отмечу Мамору Мияно, отлично справившегося с ролью Джокера, и Такуму Теращиму, которому довелось продемонстрировать широкий спектр своих голосовых возможностей во время исполнения роли Снейка).

В аниме совсем мало по-кабукиевски гротескных моментов с изображением эмоций персонажей (или ситуаций, в которых они оказались) по сравнению с прошлыми сезонами. Создатели стремятся выдержать как можно больше в давяще серьёзном стиле, несколько нехарактерном для предыдущих инкарнаций франчайза. Я ни в коем случае не хочу сказать, что те моменты, когда Себастьян в очередной раз строит из себя укротителя гравитации и покорителя здравого смысла, ловя кинжалы со скоростью света и прыгая на нечеловеческие высоты, не выглядят гротескно и даже забавно. Я хочу сказать, что гораздо более любопытно на этом фоне смотрятся личные метания Сиэля. Сначала – когда он понимает, что пацан, явно уступающий своему демоническому напарнику в акробатических и каких угодно других талантах, в цирке надолго не задержится, а потому улики и прочие полезные вещи нужно искать как можно быстрее; потом – когда он понимает, кто и почему стоит за похищениями. Здесь мы видим все возможные картины ада, которые проносятся в голове у нашего несовершеннолетнего протагониста в изысканных деталях. Особый упор делается на воспоминания Сиэля о моменте заключения им контракта с Себастьяном. Этот памятный день проплывает на протяжении всего сериала лёгким, кроваво-красным лейтмотивом.

Аниме не  показывает ни одной (ну, почти ни одной) лишней сцены, не раскрывает ни одной лишней подробности – каждая вещь занимает нужное место, каждый кусочек паззла идеально вмещается в отведённое ему пространство. Всё ради того, чтобы снова заставить героев тщетно искать ответа на вопрос «Почему мир — такая дыра, а люди — такие мерзавцы?»

PS: Сразу после «Книги цирка» Абе собирается порадовать нас продолжением в виде двухсерийной OAV «Book of Murder». Но это уже немного другая история…

 Рико Такахаши

Добавить комментарий